МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»

            МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий занятия по теме

«Отработка этюдов и художественного слова».

 

 

 

 

Подготовила и провела:

педагог дополнительного  образования

Сигора Ирина Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

г. Тимашевск

2017 г      

 

Дата проведения: 20 марта 2017 года.

Место проведения: МБУДО  ЦТ «Солнечный город».

Тема занятия:  «Отработка этюдов и художественного слова».

Цель занятия: продолжить работу с пластикой тела, подготовиться к участию в концерте с художественным словом.

Личностные:

- воспитать культуру речи;

- воспитывать культуру поведения на сцене.

Предметные:

- привить навыки поведения на сцене во время выступления;

- отработать навыки владеть голосом;

- научить справляться с волнением.

Метапредметные:

- развивать артистизм.

Методы обучения, используемые на занятии: словесный, наглядный, практическая работа.

Используемые технологии: игровые, работа в группах, здоровье сберегающие.

Оборудование: компьютер, записи музыкальных композиций.

План занятия.

1. Организационный момент:

- проверка присутствующих;

- проверка готовности учащихся к занятию;

- проведение разминочного тренинга;

- повторение  правил безопасной работы.

  1. 2.Сообщение темы, целей занятия:

- тема: «Отработка этюдов и художественного слова».

- цель: - продолжить работу с пластикой тела, продолжить отработку чтения текстов художественного слова.

- разминка.

3. Основная часть:

- работа с воображаемым предметом;

- предложить варианты выполнения работ;

- работа над этюдом «Шарик»;

- работа в парах «Разбитое зеркало»;

- самостоятельная работа учащихся;

- отработка текстов художественного слова для участия в концерте.

4. Самооценка приобретенных знаний, умений, навыков:

- дети оценивают работу свою и других обучающихся;

- рефлексия.

5.Заключительная часть:

- подведение итогов;

- организационное завершение занятия;

- домашнее задание.

Ход занятия.

  1. 1.Организационный момент.
  2. 2.Сообщение темы, целей занятия.

Педагог: - Сегодня мы продолжим работу с воображаемым предметом, работу над этюдами. А еще будем отрабатывать чтение стихов для того, чтобы достойно выступить в  концерте.

Любое занятие необходимо начинать с разминки – разогреть тело и голосовые связки. Поэтому, как всегда проводится физическая разминка.

Педагог: Встаньте в круг и поприветствуйте друг друга улыбкой. А теперь почувствуем себя частичкой одного целого. Передаем «импульс».

Проводится тренинг «Импульс».

Дети с улыбкой незаметно друг для друга передают «импульс» легким пожатием руки. Педагог следит за правильностью выполнения тренинга.

Педагог: Молодцы, вы очень хорошо выполняете упражнение.

 А теперь следующее задание. Распределитесь по всему залу и представьте себя молекулами.  Молекулы очень медленно передвигаются.  Это потому что холодно! А теперь температура растет, молекулы ускоряются и движутся уже на второй скорости. Молекулы не сталкиваются! Учитесь чувствовать друг друга и видеть, что происходит вокруг! А скорость молекул растет! Уже движение на третьей скорости! Четвертая! Пятая! Усложняем задание! По хлопку движение выполняется в противоположную сторону. На два хлопка – «Стоп кадр!» все замирают в той позе, в которой молекула оказалась в данный момент. Четвертая скорость! Третья! Первая!

Дети хаотично перемещаются по залу, не касаясь друг друга. По одному хлопку все «молекулы» меняют направление движения  на противоположное. По двум хлопкам – выполняется команда – «Стоп – кадр».

Педагог: «Молекулки» мои! Как хорошо вы подвигались и отлично разогрелись. А теперь разомнем руки. Представьте себе, что вы птицы. А руки ваши – это крылья.

Проводится упражнение «Волна руками».

Дети выполняют плавные движения руками, разогревая плечевые суставы.

Педагог: А теперь  продолжим разминку рук, выполняя упражнение «Волна». Покажите мне,  какие бывают на море волны!

Упражнение «Волна»

Педагог: - Отлично! Я увидела настоящее море. Вы хорошо подвигались! Теперь приступим к дыхательной гимнастике.  Упражнение «Свечка». Выставим перед ртом палец. Это свечка! Набираем в легкие воздух и медленно тоненькой струйкой выпускаем его на «пламя свечи» так, чтобы «свеча» не погасла.

Дети под счет набирают воздух в легкие и «задувают» воображаемую свечу.

Педагог: Усложняем упражнение. Перед нами «упрямая свечка».  И ее нужно «потушить».  Без дополнительного добора в три приема выдыхаем воздух – «тушим свечку».

Дети отрабатывают навыки правильного  дыхания, выполняя полученное задание.

Педагог: Следующее упражнение – «Насосики».  Берем в руки ручку насоса и «накачиваем» мячик. При этом вдыхаем воздух через нос, а выдыхаем через рот.

Дети выполняют заданное  упражнение, педагог следит за правильностью дыхания.

Педагог: Сегодня мы будем много говорить. Поэтому необходимо подготовить голосовой аппарат к работе.

Начнем с упражнения «Хоботок». Максимально вытянем губы вперед, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку.

Следующее упражнение – «Веселая лошадка».  Нужно освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

Педагог: - А как же наши язычки? Ах, они вышли «погулять»!

Упражнение «Самый длинный язычок». Высунув язык, попытаться достать им до носа, а затем до подбородка.

Педагог: А теперь «почистим зубки».

Упражнение «Чистим зубы».  Не размыкая губ, проводим языком по зубам.

Педагог: Следующий тренинг – «Треугольник».

Упражнение «Треугольник» - с предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ произносятся гласные звуки в следующем порядке: «а – у – э –  ы  - и». Скаждым разом добиваться, чтобы звук летел как можно дальше.

Дети выполняют все заданные голосовые упражнения у зеркала, педагог, глядя в зеркало, следит за правильностью выполнения и корректирует действия детей индивидуально.

Педагог:  Вы отлично проработали голосовые связки. И теперь мы можем  закончить разминку чистоговорками.  Итак! Наш любимый тренинг «Егорка».

Дети выполняют упражнение «Егорка» на одном дыхании. Произносится фраза: «Как на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка ……..» и т.д.

Педагог: Я вам поясню, для чего мы выполняем это упражнение. Эта разминка хороша тем, что наглядно показывает, насколько вы продвинулись в умении правильно набирать воздух в легкие по сравнению с прошлым разом. Очень важно помнить, что во время выполнения данного дыхательного упражнения нельзя стремление быть первым, так как это плохо отразится на голосовых связках. Все нужно делать по мере своих сил.

Педагог: На этом разминку закончим.

  1. 3.Основная часть.

Педагог: - Повторим – что же такое этюд?

Ответы детей:

- Это сценка.

- Это законченное действие.

- Это пантомима.

Педагог: - Конечно же, это сценка, изображающая одно какое-нибудь законченное действие.

Начнем с нашего любимого! Итак, упражнение «Шарик».

Педагог проговаривает действия, а дети работают с воображаемым предметом.

Педагог: - Достаем шарик из кармана. У вас в руках шарик! Вы очень рады и в предвкушении! Вы его сейчас будете надувать!

Надуваем шарик! Еще! Еще! Шарик наполнен воздухом! Полюбовались!

Привязываем ниточку. Шарик на ниточке поднимается в воздух и парит над вашими головами….

А концовку придумайте сами! А я посмотрю, что у вас получится! Только не забываем, что у вас должно получиться законченное действие.

Педагог: - Еще одно задание. Покажите мне прозрачную стену. Стена высокая! Попробуйте ее передвинуть. Видите, она очень крепкая! Пробуем ее разбить!

- Стена прочная! Но вам нужно выбраться из-за стены. Каждый пробует выбраться на свободу! Вот это и будет вашим заданием.

Дети выполняют заданный этюд.

А в заключении давайте поработаем в парах. Этюд «Разбитое зеркало»

Дети работают в парах над этюдами.

Педагог: - Я сегодня увидела, как можно выбраться из стеклянного шара, передвинуть стену. А больше всего мне понравилось, как вы работали в парах. Сегодня вы показали настоящее взаимопонимание и творческое мастерство.

 Переходим к следующей части нашего занятия.  Каждый из вас выучил стихи для участия в концерте.  Сейчас мы продолжим оттачивать художественное чтение.  Хочу напомнить, как правильно нужно работать с текстом. Прежде всего, нельзя выпадать из заданного образа и донести до зрителя текст так, чтобы всем было интересно вас слушать. Нельзя на сцене во время выступления показывать свое волнение. Очень важно не делать ненужных движений. На сцене любое движение руками или корпусом должно быть оправдано.

Учащиеся по очереди читают стихотворный текст.  Педагог корректирует работу детей. Дети участвуют в обсуждении недочетов и успехов мини выступлений.

  1. 4.Самооценка знаний, умений, навыков.

Педагог: - Мне очень важно услышать ваше мнение. Чье выступление было самым ярким? Что не получилось у вас и как это можно исправить? Скажите, что для вас труднее всего в работе с текстом?

Дети отвечают на вопросы.

Педагог: - А как вы справляетесь с волнением перед выходом на сцену?

А теперь задание такое: покажите, как вы выходите на сцену! Только честно!

Дети показывают, как они с волнением появляются на сцене.

А теперь представьте, что вы великие артисты! Представили? А теперь, по одному, выходите, как выходят артисты. Какими походками? С каким выражением лица?

Выполняется тренинг «походка артиста».

Педагог: - Запомнили? Вот так мы и будем выступать!

  1. 5.

Педагог: А теперь подведем итоги. Я считаю, что вы очень хорошо сегодня поработали.  Вы научились двигаться мягко и пластично. Мы нашли нужные образы при чтении стихов. Теперь эти стихотворения мы сможем достойно представить зрителям.

         А теперь задание на дом. Подберите стихотворение, которое вам бы хотелось прочитать своим друзьям и мне.