Характеристика видов воспитания

В рамках психоаналитического подхода эффективным при¬знается тот педагог, который стремится к психологической зрелости. Главными критериями зрелости выступают стремление человека работать, создавая нечто ценное и полезное, способность любить других ради них самих, а не за то, что окружающие соответствуют подсознательным установкам.

К. Юнг рассматривает три вида воспитания в соответствии с объектом влияния на личное бессознательное, коллективное бессознательное и личное сознательное.

1. Воспитание через пример. Такое воспитание происходит бессознательно и потому является самой устойчивой и эффективной формой влияния. Успеху данного метода способствует тот факт, что ребенок воспроизводит более или менее во всем свое ближнее окружение и прежде всего родителей. «В сущности, на фундаментальном факте психологического тождества зиждется всякое воспитание; это, в конечном счете, деятельное начало всегда восприимчиво к заражению, которое происходит автоматически». Сфера влияния метода воспитания через пример в основном личное бессознательное, а принятие норм поведения в этом случае идет без всякой оценки и критики. Огромная ответственность лежит на педагоге, так как таким путем могут быть транслированы любые ценности и стремления.

2. Сознательное коллективное воспитание предполагает следование нормам, правилам и методам, определенным группой людей. Они неизбежно имеют коллективную природу, обладают большой силой и применимы к большинству людей. Чем больше имеется сходно сформированных индивидов, тем сильнее будет бессознательная принудительность примера для тех индивидов, которые прежде оказывали сопротивление коллективному методу. Такой тип воспитания выгоден обществу, но может нанести тяжелейший вред индивидуальному своеобразию. Приучая человека соответствовать социальным нормативам, правилам и методам, мы ориентируем его на реализацию коллективного сознательного - персоны (маски). Но человек стремится выделиться из коллектива, стать заметным. Это возможно при индивидуальном типе воспитания.

3. Индивидуальное воспитание. Здесь коллективные нормативы, правила и методы должны отступать на задний план ради главной цели - «развития человеческой индивидуальности в противоположность задаче коллективного воспитания, которое нивелирует и унифицирует индивида». Этот тип воспитания заключается в формировании личного сознательного в ученике, способствующего движению его к Самости в процессе индивидуализации. Задача педагога, состоит в постепенном переводе ученика от исходной бессознательности к сознанию и к процессу индивидуации. Однако было бы неправомерно рассматривать личность ребенка по тем же законам, что и взрослого. «Аналитические познания должны служить, в первую очередь, собственной установке педагога, ибо, как хорошо известно, детям свойственно жуткое качество - инстинктивно чуять личные недостатки воспитателя. Педагогу следует обращать внимание на собственное душевное состояние: таким об¬разом он сможет увидеть, отчего работа с детьми идет вкривь и вкось. Вполне вероятно, что он сам является бессознательным источником недуга».

Таким образом, в аналитической психологии ставится во главу угла психологическое здоровье педагога как объекта подражания, а также осознанность им средств воздействия на сознательные и подсознательные структуры личности учащихся. 

Психологи, работающие с педагогами считают, что педагог должен занимать по отношению к ребенку прежде всего психотерапевтическую позицию. 

 

Характеристика психотерапевтической позиции педагога

1. Невозможность для педагога оперировать такими понятиями, как обобщенная норма (возрастная, половая). Все данные о закономерностях развития ребенка должны переплавляться в представления об индивидуальном проявлении общих закономерностей в реальном поведении и психологическом облике ребенка, с которым работает педагог. Педагог умеет создавать условия для развития тех или иных психических новообразований ребёнка.

2.   С признанием индивидуального подхода тесно связано представление о «личном достижении». Психологическая задача педагога - создать условия для более полного личностного роста, без давления на ребенка при достижении им определенных, заранее заданных результатов.

3. Психотерапевтическая позиция предполагает ориентацию на естественные движущие силы психического развития. Такими силами являются успех в деятельности и система положительных отношений. Педагог стремится установить с ребенком эмоциональные, личностно значимые и для него, и для ребенка отношения. Что предполагает автоматизм, интуитивность, внутреннюю раскованность и высокую способность и потребность в рефлексии, эмоциональную стабильность педагога. 

 

Описание эффективного педагога по В. Реньге:

1. Общая характеристика личности: гуманен, обладает чувством юмора, справедлив, честен, скорее демократичен, чем авторитарен. Способен на эмпатию, легко налаживает контакт как с коллективом в целом, так и с отдельными учениками.

2. Поведение в группе: гибок, умеет задавать вопросы, по¬казать свою компетентность в предмете. Устанавливает четкие процедуры проверки знания учеников, демонстрируя при этом желание помочь ученикам. Желает и умеет экспериментировать, искать новое. Скорее неформален, чем официален в общении с учениками, проявляет рефлексирующее отношение к ним.

3. Восприятие самого себя: характерна положительная самооценка, оптимизм, принятие самого себя.

4. Восприятие других людей: в основном склонен к положи¬тельному восприятию других, считает их стоящими людьми. Относится к ученикам как к индивидам, которые достойны уважения, веры в них и высокой оценки.

 

Эффективность труда педагога оценивается по следующим параметрам:

- наличие адекватного представления о себе как учителе, своих возможностях;

- умение создавать проблемные ситуации на занятии и обучать способам их решения;

- способность к рефлексии при решении проблем;

- наличие навыков «аффективного» преподавания: искренности, эмпатии - уважения, конкретности коммуникации.