Цель занятия должна соответствовать его теме, а так же направленности образовательной программы. Так, если взять для примера вышеуказанные темы учебных занятий, то цели могут звучать следующим образом

 

Структура различных типов занятий

Тип занятия

Основные элементы структуры занятия

Комбинированное занятие

Организационная часть

· Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.

· Изложение нового материала.

· Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Организационная часть

· Изложение нового материала и закрепление его.

Занятие повторения и обобщения полученных знаний

Организационная часть

· Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение обучающимися заданий и решения задач.

· Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.

· Подведение итогов.

Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков

Организационная часть

· Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение обучающимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

· Сообщение и содержание задания,  инструктаж его выполнения.

· Самостоятельная работа обучающихся под руководством педагога.

· Обобщение и оценка выполненной работы.

Занятие применения знаний, умений и навыков

Организационная часть

· Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.

· Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа обучающихся, оценка ее результатов.

Методы организации занятия

в детском объединении дополнительного образования

Репродуктивный (от франц. - воспроизведение) — способ организации деятельности обучающихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий; обогащает обучающихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции, но не гарантирует творческого развития;

словесные методы обучения - лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.

методы практической работы;

метод наблюдения - запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;

исследовательские методы - проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.

методы проблемного обучения - эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;

проектно-конструкторские методы - создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;

метод игры - игры дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;

наглядный метод обучения - картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;

использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.

План занятия

При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия: опытный - краткий (сжатый), начинающий – более развернутый. Наличие подробных планов-конспектов необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие.

Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а так же, выбранной педагогом, формы проведения. В современной педагогике выделяют более 10 возможных этапов учебного занятия:

· организационный этап,

· проверочный этап,

· подготовительный этап,

· этап актуализации имеющихся у детей знаний,

· этап работы по новому материалу,

· этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков,

· этап повторения изученного материала,

· этап обобщения пройденного материала,

· этап закрепления новых знаний, умений и навыков,

· физкультминутка или этап релаксации,

· контрольный этап,

· итоговый этап,

· этап рефлексии,

· информационный этап.

Рассмотрим пример планирования комбинированного учебного занятия как наиболее распространенного типа.

Тема занятия берется из календарно-тематического плана. В её формулировке должен быть отражен конкретный материал из содержания образовательной программы. Зачастую, в качестве темы занятия педагогами используются неконкретные или некорректные фразы типа «Веселый гномик», и т.п. Такие фразы могут быть использованы только в контексте, например: «Развитие навыка изображения фигуры человека в процессе рисования «Веселого гномика» или «Знакомство с сезонными народными играми и обрядами».

Цель занятия должна соответствовать его теме, а так же направленности образовательной программы. Так, если взять для примера вышеуказанные темы учебных занятий, то цели могут звучать следующим образом: «Создать условия для формирования основных навыков изображения…», «Организовать деятельность по усвоению теоретического материала о традициях…».

Задачи – это ориентиры для достижения цели и должны образовывать единую систему деятельности. Педагог вправе поставить три основные задачи – образования, развития и воспитания, а может расписать их и более подробно.

Для формулировки целей и задач рекомендуется использовать фразы «создать условия для восприятия / понимания / закрепления / осмысления…», «организовать деятельность по восприятию / применению / контролю / коррекции…», «способствовать формированию / развитию …», «помочь в …» и т.д.

Каждое занятие начинается с организационного этапа, т.е. с приветствия и посадки детей, настроя их на работу, концентрации внимания. На следующем этапе проверяются готовность детей к занятию, наличие каких-либо материалов для работы, выполнение домашнего задания и т.д. Затем следует подготовительный этап – объявление темы и целей, знакомство с планом занятия, введение в предлагаемый образовательный материал или информацию через вопросы или аналогии, способствующие наращиванию познавательного интереса.

Затем идет основная часть занятия, состоящая из нескольких этапов. Здесь обычно имеет место работа по новому материалу (не изложение нового материала!), во время которой идет процесс усвоения воспитанниками новых знаний и способов действий. Работу по новому материалу эффективно начать с актуализации уже имеющихся у детей знаний по данной теме. На фоне собственного опыта изучаемый материал станет для воспитанников личностно-значимым, а значит, усвоится на более высоком уровне. Этап знакомства с новым материалом завершается этапом его первичного усвоения.

Если данная тема изучается уже не одно занятие, то целесообразно начать основной этап с повторения материала, пройденного на прошлом занятии. Педагог проводит краткий обзор предыдущего занятия, предлагая детям вспомнить тему и основную мысль предыдущей встречи, сделанные выводы.

Лучшим способом закрепления теоретического материала служит этап его практического использования в ходе выполнения творческой работы или проведения игровых моментов. В процессе закрепления (повторения, запоминания) воспитанники действуют по образцу, алгоритму.

На обобщающем этапе детям предлагается самим дать оценку информации и выделить основную мысль, заложенную в материале.

Контрольные вопросы задаются по ходу всего занятия, но на контрольном этапе педагог может выявить уровень усвоения воспитанниками темы или раздела образовательной программы и уровень выполнения поставленных вначале занятия целей и задач. При этом контрольная (самостоятельная) работа должна быть разноуровневой.

После этого проводится итоговый этап, в ходе которого педагог анализирует деятельность детей или направляет их на самооценку, дает советы и рекомендации по применению изученного материала. На этом этапе оценивается общая работа группы.

На рефлексивном этапе педагог мобилизует воспитанников на оценку самого занятия, что даст возможность оценить правильность выбора форм и методов работы с детьми, определить наиболее перспективные пути на будущее.

На информационном этапе детям сообщаются сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо подготовить, какие материалы или инструменты иметь и т.д.

Важное место в ходе занятия имеет физкультминутка или этап релаксации, в случае, если деятельность коллектива предполагает физическую работу (хореографический, спортивный коллектив). Педагог сам определяет место и время физкультурной паузы, обосновывая свой выбор спецификой деятельности коллектива в целом и учебной деятельности детей на данном занятии в частности. Так, в коллективах изобразительного и декоративно-прикладного творчества в течение двух- или трехчасового занятия дети заняты «сидячей» работой, напрягают зрение. С целью сохранения здоровья детей руководителю такого коллектива необходимо проводить целый комплекс мероприятий по повышению двигательной активности (например, пальчиковую гимнастику и общую ритмическую зарядку), а так же упражнения для глаз. Проведение релаксационных пауз повышает активность детей, увеличивает их физические ресурсы, помогает преодолеть усталость и способствует созданию здоровьесберегающей среды на занятии.

Грамотно выстроенный план занятия, описание основных моментов каждого этапа, используемых методов обучения и контроля, придаст даже опытному педагогу ещё большую уверенность в своих силах, и будет способствовать достаточно высокой результативности образовательного процесса в целом.

Написание плана-конспекта занятия

Учебное занятие — это промежуток времени, в течение которого обучающиеся занимаются определенным учебным предметом. Учебное занятие в системе дополнительного образования представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований. Для того чтобы учебное занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия, которая должна содержать:

· цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;

· учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;

· образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;

· ведущие виды деятельности участников занятия;

· структура занятия и обоснование последовательности его этапов;

· содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;

· мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;

· формы и способы взаимодействия с детьми, общение;

· диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;

· приемы управления вниманием, активизация детей;

· типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;

· образцы корректирующих упражнении;

· приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;

· диагностика результатов занятия, подведение итогов.

Заключение

Методические рекомендации помогут повысить результативность занятия. Включить детей в творческую деятельность. Организовать работу с молодыми педагогами. Совершенствовать профессионализм педагогов-стажистов. Систематизировать положительный опыт деятельности педагогов дополнительного образования. Моделировать нетрадиционные формы занятий.

 

 Список рекомендуемых источников и литературы

1. Асмолов, А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России от традиционной педагогики к педагогике развития [Текст] /А. Г. Асмолов // - Внешкольник, 1997, № 9.

2. Конаржевский, Ю. А. Анализ урока [Текст] / Ю. А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 1999.

3. Подласый, И. П. Продуктивная педагогика [Текст] / И. ППодласый.. – М.: Народное образование, 2003. – 495с.

4. Скок, Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность[Текст] / Г. Б. Скок.– М.: Изд-во Педагогического общества России, 2001. – 100с.

5. Тучкова, Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя [Текст] /Т.У. Тучкова. – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003.

6. Методические рекомендации «Программно-методическое обеспечение»[Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe -obrazovanie . - Загл. с экрана.

7. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей[Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // alekscdt.narod.ru. - Загл. с экрана.

Приложение 1.

 

Традиционные и нетрадиционные формы

организации деятельности обучающихся

в образовательном процессе

Традиционные занятия

Нетрадиционные занятия

Лекция

Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся

Презентация предмета, явления, события, факта

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях

Семинар

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога

Социадрама

Сюжетно – ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений

Дискуссия

Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы - расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения

Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем

Конференция

Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов

Философский стол

Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т.п.

Экскурсия

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью

«Крепкий орешек»

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений

Туристический поход

Передвижение группы людей с определенной целью

Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке

Учебная игра

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия

Выпускной ринг

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми

Утренник, праздник т.д.

Организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности

Психологическое занятие

Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач

Приложение 2.

Классификация методов обучения на деятельностной основе

С точки зрения принципа саморазвития методы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с репродуктивных на продуктивные. Разнообразию содержания и методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса.

С точки зрения принципа саморазвития формы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с фронтальных на индивидуальные и групповые (в том числе разновозрастные). Широко используются методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей.

Основные группы методов

Подгруппы методов

Отдельные методы

Мотивация и стимулирование

Формирование интереса к занятиям

Формирование долга и ответственности 

Познавательные игры, дискуссии, методы эмоционального стимулирования, творческие задания; предъявления диагностических целей, поощрения, порицания

Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности

Перцептивные (передача и восприятие информации)

Логические (организация и осуществление мыслительных операций)

Гностические (по характеру познавательной деятельности)
Самоуправление учебно-познавательной деятельностью

Словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические

Индуктивные, дедуктивные, анализ, обобщение, систематизация и др. Информационно-рецептивные, инструктивно-продуктивные, проблемные, поисковые

Работа под руководством педагога, дозированная помощь, самостоятельная работа


 

Контроль и коррекция

Экспертный контроль и коррекция

Взаимный контроль и коррекция

Самостоятельный контроль и коррекция 

Устный, письменный

Приложение 3.

Модель учебного занятия

в учреждении дополнительного образования детей

Построение занятия в соответствии с этой моделью помогает четко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.

Блоки

Этапы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Результат

Подготовительный

1

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

Восприятие

2

Проверочный

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция

Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия

Самооценка, оценочная деятельность педагога

Основной

3

Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям)

Осмысление возможного начала работы

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей

Освоение новых знаний

5

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

Осознанное усвоение нового учебного материала

6

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми

Осознанное усвоение нового материала

7

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

Осмысление выполненной работы

8

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского)

Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов

Итоговый

9

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

Самоутверждение детей в успешности

10

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы

Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях

11

Информационный

Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия

Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий

Определение перспектив деятельности