Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр творчества «Солнечный город»

Муниципального образования Тимашевский район

 

 

 

 

Организация совместной образовательно-творческой деятельности учащихся, родителей и педагогов дополнительного образования в рамках программы

«ЯРАсту, Думаю, УдивляЮСЬ».

 

 

 

 

 

 

г.Тимашевск

2015г.

 

 

 

Тема: Организация совместной образовательно-творческой деятельности учащихся, родителей и педагогов дополнительного образования в рамках программы

«Я РАсту, Думаю, УдивляЮСЬ».

 

 

Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и образовательного учреждения. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья сама нуждается в поддержке, которую призваны оказывать образовательные учреждения. Ведущими идеями образования, сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.

Принцип партнёрского взаимодействия с родителями определен Федеральными государственными стандартами. Федеральные государственные стандарты ориентируют родителей на участие в реализации образовательных программ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка, чтобы не упустить важнейшие периоды в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Проблема сотрудничества педагогов и родителей в настоящее время является актуальной. Сегодня качество деятельности образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, именно взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.

Организация взаимодействия педагогов и родителей должна отвечать потребностям сегодняшней жизни, способствовать объединению усилий образовательного учреждения и семьи в воспитании и обучении детей дошкольного и школьного возраста, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с нашим учреждением, способствовать созданию условий для повышения педагогической культуры родителей. В то же время значительная часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги должны помогать родителям решать их проблемы в воспитании детей и определять содержание и формы педагогического просвещения. Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением. Поэтому одна из основных задач нашего учреждения дополнительного образования сегодня - выстроить эффективное взаимодействие с семьёй, а это будет возможно, если изменятся не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия, основанная на «сотрудничестве».

 

Проанализировав работу нашего Центра по взаимодействию с семьей, мы пришли к выводу, что нам требуются новые формы работы с родителями.

В рамках внедрения Федеральных Государственных образовательных стандартов и требований, мы решили внедрить современную инновационную модель взаимодействия с родителями воспитанников на основе программы «Я РАсту, Думаю, УдивляЮСЬ».

В центре программы - предложение родительской общественности строить отношения семьи и образовательного учреждения через взаимодействие и партнерство. Системная и последовательная просветительская работа с родителями на всех этапах взросления ребенка, начиная с раннего возраста, является не только актуальной, но и необходимой.

Нормативно-правовое обеспечение инновационного продукта Конвенция о правах ребёнка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», методические рекомендации «О взаимодействии ОУ с семьёй» (приложение к письму МО РФ от 31.01.01г. №90/30-16), программа развития учреждения, внутриучрежденческие локальные акты и распорядительные документы.

Данная программа актуальна и значима для развития системы образования Тимашевского района, она позволит:

-объединить усилия педагогического сообщества в решении проблем духовно-нравственного воспитания посредствам работы с семьёй.

-обеспечить включение родителей в широкий спектр социальных отношений.

-внедрить разнообразие деловых и творческих связей ЦТ с различными организациями и учреждениями города.

-повысить мотивированность родителей по целенаправленному сотрудничеству с образовательным учреждением по данному направлению.

-предложить современные механизмы реализации программы.

-создать варианты многофункциональной предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей получение качественного дополнительного образования.

Обоснование его значимости для развития системы образования Тимашевского района.

 

Цель внедрения инновационного продукта: Проектирование и внедрение современной инновационной модели взаимодействия между педагогическим коллективом и родителями в интересах творческого и свободного развития личности ребёнка, расширение воспитательного пространства учреждения, повышение роли семьи и престижа дополнительного образования в глазах родительской общественности.

Задачи внедрения инновационного продукта:

- разработать современную инновационную модель взаимодействия с родителями.

-сформировать культуру семейного воспитания через возрождение семейной досуговой деятельности.

-установить прочные партнёрские взаимоотношения между учреждением дополнительного образования и семьёй.

-реализовать план мероприятий по работе с родителями.

-создать в Центре различные сообщества детей и взрослых.

-организовать проведение семейного досуга и семейного творчества.

-обобщить опыт педагогов учреждения дополнительного образования по использованию традиционных и нетрадиционных, инновационных форм взаимодействия с родителями.

-сформировать педагогическую компетентность родителей через родительский всеобуч в ЦТ.

-анализировать результаты совместной деятельности педагогического коллектива и родителей по воспитанию детей.

Исполнителями программы являются администрация, педагогический коллектив, воспитанники и их родители, а также социальные партнеры. Организация выполнения программы осуществляется: администрацией Центра, а также педагогическим и методическим Советами учреждения. Результаты поэтапного выполнения программы рассматриваются на заседаниях вышеуказанных органов. Все изменения утверждаются на педагогическом Совете.

Программа рассчитана на: педагогов МБУДО ЦТ «Солнечный город», родителей и детей в возрасте от 4-18 лет.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы педагогического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, - которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.

Педагогический коллектив при взаимодействии с семьей призван выполнять следующие функции:

Воспитательно-развивающая - привлечение родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе;

Просветительская - совместный педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и образовательных навыков.

Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Охранно-оздоровительная – создание условий для содержательного и безопасного развития воспитанников, привитие навыков здорового образа жизни.

Создание союза трёх социальных сил: педагоги-дети-родители - осуществляется при помощи основного принципа: взаимопонимание и взаимоуважение всех участников образовательного процесса.

Инновационная значимость программы заключается в комплексном и многостороннем подходе к обеспечению развития воспитательного потенциала семьи. Он не оставляет без внимания ни один аспект этой задачи.

Данная программа определяет содержание, методы и формы работы с родителями.

Как и слово, Семья, наша работа по сотрудничеству с семьёй состоит из семи основных направлений:

 

 

Основной этап инновационной программысодержит комплекс мероприятий и различных организационных форм работы с целевой аудиторией по следующим направлениям:

  1. «УЧУСЬ ПОНИМАТЬ РЕБЁНКА» - психолого-педагогическое сопровождение работы с родителями.

Результатом реализации инновационной деятельности станетпроект «Родительского лектория «Душевный разговор»». Повышение психолого-педагогической культуры родителей способствует совершенствованию семейного воспитания, влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей,  повышает уровень положительного отношения к представителям педагогической общественности, раскрывает положительный семейный опыт.

Ежегодно в начале учебного года планируется изучать семьи обучающихся. В течение года проводить диагностику способностей, самооценки, мотивации на успех, коммуникативных и организаторских способностей детей,   творческого потенциала  обучающихся и педагогов.

Информация о семье необходима для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности воспитанников, налаживания детско-родительских отношений,  выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.

Вторичная диагностика планируется в конце учебного года и позволяет выявить эффективность проведённой за год работы.

В работе по психологическому просвещению и профилактике, выделяется два вида деятельности:

- познавательный: обогащение родителей психолого-педагогическими знаниями в вопросах воспитания и развития детей через индивидуальные и групповые формы работы;

-   наглядно-информационный: возможность донести любую информацию в доступной форме, тактично напомнить, например, о родительских обязанностях и ответственности, используя информационные стенды, библиотечку для родителей, методическую продукцию и т.п.

Формы и приёмы работы по психолого-педагогическому просвещению родителей

Индивидуальные

  • -консультации устные

  • -консультации письменные (памятки, буклеты, карманные книжки, сборники рекомендаций  и т.п.)

Групповые, массовые

  • -родительские собрания (выступления, дискуссии или диспуты, лекции)

  • -деловые, ролевые игры и тренинги (обсуждение и разыгрывание ситуаций, анализ ситуаций, поступков детей и родителей, типов коммуникативных взаимоотношений)

  • -семинары и конференции тематические и по обмену опытом воспитания детей;

  • -консультации, стендовые консультации;

  • -интернет-просвещение «Доверие» использование сайта образовательного учреждения;

  • -университет педагогических знаний;

  • -психолого-педагогические гостиные;

  • -тематические круглые столы;

  • -методическая литература.



Используются различные варианты сочетания разнообразных методов психологического просвещения родителей:

-информационных (информация предлагается в готовом виде);

-поисковых (включение родителей в поиск ответов на поставленные вопросы);

-дискуссионных (обсуждение путей решения психологических проблем и коллективный поиск правильного ответа);

-взаимного просвещения (обмен опытом и литературой между родителями и др.).



План мероприятий  Родительского лектория «Учусь понимать ребёнка» 

 

 

п/п

Тематика

Форма проведения

1.

Прежде всего, мы родители

Круглый стол

2.

Я и мой ребёнок: поиск взаимопонимания

Семинар-практикум

3.

Мир детский и мир взрослый

Психологическая гостиная

4.

Путь доверия. Все мы чем-то похожи

Мини-тренинг

5.

Воспитание без наказания

Ток-шоу

6.

Если дороги вам ваши дети - проблема детской алкоголизации

Душевный разговор

7.

Самооценка в старшем подростковом возрасте

Проблемная лекция

8.

Компьютер ребёнку друг?!

Круглый стол

9.

Роль отца в воспитании детей

Конференция пап

10.

Неразлучные друзья: взрослые и дети

Психологическая игра

11.

Невидимая связь

Деловая игра

12.

Изменение стереотипов

Вечер вопросов и ответов

13.

Права детей и родителей

Брейн-ринг

14.

Семья года

Конкурсная программа

15.

Умеем ли мы общаться

Тренинг

16.

Копилка родительских советов

Аукцион

17.

Родители меня не понимают

Просмотр социальных роликов

18.

Улыбка, спорт, здоровье - нам в жизни ценное подспорье”

Вечер семейного отдыха

 

 

  1. «МАСТЕР – КЛАСС «СЕМЬЯ» - семейное творчество.

Деятельность педагогов коллектива по этому направлению помогает гармонизации детско-родительских отношений, способствует открытию во всех членах семьи скрытые таланты. Родители становятся не только болельщиками и наблюдателями, но и активными участниками образовательного процесса.

Формы работы:

  •  совместные творческие проекты (« Бабушкины посиделки»);

  • Семейные дни  по интересам «Традиции в нашей семье»;

  • фестивали семейного творчества;

  • семейные дни, основанные на русских народных традициях, обрядах «Раз в крещенский вечерок»;

  • выставки творческих работ «С мамой вдвоем украсим свой дом»;

  • выставка семейных работ «Остров семейных сокровищ»

  • мастер-классы (мастерская для пап и детей (подарок маме к 8 Марта), новогодние сюрпризы и т.д.).

  1. «ПРИХОДИТЕ К НАМ» - вовлечение родителей в учебно-воспитательную деятельность.

Содержание работы в данном направлении - это обеспечение целенаправленного и эффективного образовательного процесса, включение родителей в активную позицию по вопросам воспитания, образования.

Формы работы:

  • Дни открытых дверей;

  • Открытые занятия в объединениях;

  • Часы общения;

  • Информация в СМИ;

  • Родительские собрания;

  • Выпуск ежемесячных вестников, буклетов и т.д.

 

  1. «СЕМЕЙНЫЕ РАДОСТИ» - организация семейного досуга.

Это направление деятельности  поможет родителям приобщиться к интересам ребёнка, организовать совместный семейный досуг. Родители и дети приобщаются к интересам друг друга, поддерживают творческие начинания и тем самым увеличивают обоюдный шанс в достижении мастерства в выбранном направлении деятельности. Приоритетными направлениями Центра творчества является приобщение к здоровому образу жизни, развитие творческих способностей, организация досуговой деятельности.

Формы работы:

  • дни успехов;

  • дни здоровья;

  • семейные праздники;

  •  часы общения «По секрету всему свету »;

  •  праздничные программы;

  •  отчётные концерты;

  • совместные  традиционные мероприятия («Папы могут всё, что угодно», «Никого нет милее мамы» и т.д.);

  • «Новогодний калейдоскоп»;

  •  семейные походы, походы выходного дня «Отдыхаем всей семьёй»;

  •  сеансы одновременной игры.

  1. «В КРУГУ СЕМЬИ» - деятельность, направленная наповышение значимости института семьи, сохранение семейных традиций, изучение истории семьи в истории страны.

 

Данное направление характеризуется совместными поисковыми мероприятиями, направленными на формирование позитивного имиджа семьи, на развитие и пропаганду семейных ценностей и традиций, повышению социального статуса семьи.

Формы работы:

  • акция «История семьи»;

  • патриотические, краеведческие акции;

  • тематические мероприятия;

  • семейные конкурсы («Загляните в семейный альбом», конкурс фотографий «Когда все вместе», «Эстафета семейного успеха» и  т.д).

  1. «Я ЖИВУ СРЕДИ ЛЮДЕЙ» - индивидуальная работа на дому с семьями, где есть дети инвалиды.

 

Зачастую семьи, где есть ребёнок с особенностями в развитии, остаются один на один со своими проблемами. Родители замыкаются в своем горе, и негативное отношение переносят на весь социум. Часто возникают амбивалентные состояния: желание рассказать о ребенке и страх быть не понятыми, отвергнутыми. И в этих ситуациях педагогическая и психологическая помощь в первую очередь необходима родителям, а затем уже детям. Все это и привело к развитию этого направления, главная идея которого заключена в его названии.

Формы работы:

  • ведение совместной воспитательно-образовательной деятельности педагог – ребёнок - родитель по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам «Искусница» (педагог дополнительного образования Масенко Л.В.) и «Тили-тили тесто» (педагог дополнительного образования Волошина С.П.);

  • семейный лекторий «Душевный разговор»;

  • совместная деятельность с педагогами, методистами Центра творчества;

  • праздники «Волшебный сундучок со сказками»;

  • творческие мастерские.

 

  1. «ВМЕСТЕ РАСТЁМ И РАЗВИВАЕМСЯ» - вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми, занятия для родителей различной направленности.

 

Инновацией в данном направлении является создание групп для совместных занятий детей и родителей.

 

Формы работы:

  • Совместные занятия детей в возрасте от 4 лет и родителей в объединении «Волшебное тесто», педагог дополнительного образования Волошина С.П.;

  • Занятия с родителями горизонтально-пластическим балетом по краткосрочной программе «Пластик-шоу», педагог дополнительного образования Пасечная С.Г.

  • Занятия в студии раннего развития детей «Радуга», «Радужата».

Вышеизложенные направления программы позволят родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это  делают другие, то есть приобрести опыт и знания взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Основная идея инновационного продукта:

Установление партнёрских отношений и тесное взаимодействие педагогов, воспитанников и их родителей, создание атмосферы взаимодействия, поддержки и общности интересов, поиск новых эффективных форм сотрудничества с семьёй, организация просветительской работы с родителями.

Механизм реализации инновации предполагает комплексный подход к реализации программных мероприятий предусматривающих взаимосвязь педагог-родитель-ребёнок; последовательность осуществления мероприятий; создание методической базы для реализации инновации; широкое привлечение родителей и родительской общественности.

1 этап: Подготовительный

Сроки сентябрь 2015-август 2016гг.

Задачи - определение цели и задач программной деятельности.

-разработка основных направлений объекта, концепции и технологии образовательной деятельности.

-изучение нормативных документов по проблеме.

-создание банка методических материалов.

-подготовка педагогического коллектива к участию в работе проекта по совместной образовательно-творческой деятельности учащихся, родителей и педагогов.

-проведение диагностики, анкетирования родителей о востребованных услугах нашего учреждения.

-разработка и запуск программ по работе с семьёй.

Полученный результат:

-наличие информации о профессиональной заинтересованности педагогов и родителей к реализации данной программы;

-наличие программ и плана мониторинговых исследований в рамках инновационной программы;

-реализация модулей проекта;

-совершенствование материально-технической базы, условий для реализации программы;

-отражение хода реализации проекта на сайте учреждения.

2 этап: Основной

Сроки сентябрь 2016-август 2017гг.

Задачи - реализация основных целей и задач, осуществление задуманных идей.

-разработка методического обеспечения программы.

-апробация моделей, форм и методов разработанных в рамках программы.

-мониторинг выполнения проекта.

-корректировка локальных актов ЦТ.

-проведение диагностики.

Полученный результат - наличие описания моделей, разработанных в рамках программы.

-системное проведение запланированных мероприятий.

-наличие апробированного диагностического материала и методических рекомендаций по работе с семьёй.

3 этап: Итоговый

Сроки сентябрь 2017-август 2018гг.

Задачи:

-анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития ЦТ и инновационной деятельности.

-обобщение созданных положительных образовательных практик и их закрепление в локальных нормативных актах ЦТ.

-презентация результатов реализации проекта.

Полученный результат - наличие анализа о результатах реализации программы и развития инновационной деятельности в условиях проекта.

-наличие анализа педагогического коллектива.

-презентация результатов реализации программы, продуктов инновационной деятельности, публикация материалов программы.

Система социального партнерства: система социального партнёрства включает тесное сотрудничество:

с учреждениями дополнительного образования:

  • художественная школа,

  • музыкальная школа,

  • дома детского творчества

музеями:

  • музей семьи Степановых

  • музей «Истоки»

  • музеи школ района

организациями:

  • библиотеки г. Тимашевска

  • ОВД г. Тимашевска

  • центральная районная больница

 

религиозными организациями:

  • Православные храмы:

храм Успения Пресвятой Богородицы

мужской монастырь Святого Духа

храм Вознесения Господня.

 

Перспективы развития инновации: дают нам возможность показать себя в сфере развития по всем присущим направлениям деятельности.

соблюдение единства требований педагога и родителей в воспитании подрастающего поколения, участие в планировании и организации воспитательного процесса;

повышение эффективности взаимодействия учреждений дополнительного образования друг с другом в качестве обмена опытом по схожим направлениям работы;

участие педагогов в профессиональных конкурсах;

публикации в СМИ, в том числе размещение на интернет ресурсах;

укрепление внутрисемейных отношений и взаимосвязей;

повышение педагогической культуры родителей;

представление опыта работы на муниципальных и зональных семинарах педагогов дополнительного образования;

 

Новизна программы состоит в том, что она ориентирована на разработку современной инновационной модели сотрудничества педагогов, обучающихся и родителей в образовательной и досуговой деятельности, на совместную системную работу с детьми разного возраста, а также их семей по развитию творческого потенциала, на создание и расширение сферы взаимодействия с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями, а так же на создание информационно-консультативной среды для родителей обучающихся.

Практическая значимость может быть представлена следующим:

-повышением роли семьи в воспитании детей и получении дополнительного образования.

-сотрудничеством и расширением поля позитивного общения в семье, реализацией планов по организации совместных дел родителей и детей.

-положительным влиянием семьи на социализацию личности ребёнка.

-гармонизацией отношений в семье между ребёнком и родителями.

-уменьшением факторов риска, приводящих к безнадзорности и правонарушениям.

-освоением педагогами современных технологий создающих основу для формирования необходимых профессиональных компетенций, профессионального роста и повышения конкурентоспособности.

ОСНОВНЫЕ РИСКИ ПРОГРАММЫ И ПУТИ ИХ МИНИМИЗАЦИИ

Риски

Пути и их минимизации

1.

Отставание от сроков реализации мероприятий

Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации развития ОУ, проекта

2.

Недостаточная компетенция

педагогического коллектива для работы

Развитие системы наставничества, повышение уровня квалификации

3.

Отсутствие положительной мотивации некоторой части сотрудников ЦТ в нововведениях

Создана система морального и материального поощрения, освещение в СМИ участия педагогов в реализации программы.

4.

Недостаточная заинтересованность социальных партнеров в сотрудничестве

Пропаганда опыта взаимодействия дающего реальные результаты для социальных партнёров (уменьшение дефицита трудовых ресурсов, повышение имиджа социального партнёра).

Минимизация названного риска возможна за счёт обеспечения широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов развития инноваций, а также публичного освещения хода и результатов реализации программы.

5.

Недостаточность временного ресурса для решения образовательных воспитательных задач

Организация грамотной психолого- педагогической поддержки образовательного процесса.

Распределение приоритетов образования

6.

Недостаточный уровень материально-технического обеспечения и финансирования

Возможность использования материально- технической базы членов сетевого взаимодействия, привлечение внебюджетных средств.

    Деятельность педагогов учреждений дополнительного образования и родителей  в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом,  помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в деле воспитания детей.





Список литературы

  1.  Боровиков, Л.И. Педагогика дополнительного образования.  Учебно-метод. пособие для руководителей детских творческих объединений [Текст]: /  Л.И.Боровиков.—Минск: Технология, 1999.- 146с.

  2.  Галкина, Т.И. Воспитательная работа классного руководителя [Текст]: /Т.И.Галкина.- Ростов н./Д: Феникс, 2008.-313с.

  3.  Дерклеева, Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы [Текст]: Н.И.Дерклеева.- М.: ВАКО, 2007.-302с.

  4.  Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей [Текст]: Учеб. Пособ. для студ. учрежд. проф. образования /Е.Б. Евладова.-М., 2002.– 127 с.

  5.  Жигалова, З.Я., Планирование воспитательной работы [Текст]: З.Я. Жигалова // научно-методический журнал заместителя директора школы по воспиательной работе. – 2008.- №7– с 4 –8

  6.  Иванов, И.П. Воспитывать коллективистов. [Текст]: И.П.Иванов.- М.: Учитель, 1984.- 167с.

  7.  Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. [Текст]: /И.П.Иванов.- М.: Учитель,1989.-118с.

  8.  Кульневич, С.В. Управление современной школой [Текст]: /С.В. Кульневич. - М.: Учитель, 2003. – 221с.

  9.  Маленкова, Л.И. Как вести за собой. Большая книга вожатого.  Учебное пособие. [Текст]: / Л.И.Маленкова —М.: Педагогическое общество России, 2004.—608 с.

  10.  Методические рекомендации "О взаимодействии ОУ с семьей". Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16.

  11.  Михайлова, Н.В. Формы работы с родителями //Справочник классного руководителя. 2007. №2.

  12.  Монина, Г.Б. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители [Текст]: / Г.Б.Монина.-СПб.:Издательство «Речь», 2006,- 179с.

  13.  Ольшанская, Н.А. Педагоги, родители, дети [Текст]: Н.А.Ольшанская – М: Педагогика, 2004.– 212с.

  14.  Ольшанская, Н.А.Техника педагогического общения: практикум для учителей и кл. руководителей [Текст]: /Н.А. Ольшанская.-Волгоград:Учитель, 2005.- 117с.

  15.  Соловейчик, С.Л. Воспитание по Иванову. [Текст]:/С.Л.Соловейчик.- М.: Центр «Педагогический поиск»,1989.- 169с.

Интернет источники:

http://ikar.net.ru

http://cyberleninka.ru/article

http://www.livejournal.com